При поступлении на предприятие зерна и продукции железнодорожным и водным транспортом вес поступившей партии определяется материально-ответственным лицом или весовщиком предприятия совместно с приемосдатчиком железнодорожной станции или пристани, а при доставке автомобильным транспортом — в присутствии шофера, доставившего груз и отвечающего за его сохранность.
Результаты взвешивания хлебных грузов заносятся в соответствующие весовые журналы ф. № 28 или ф. № 29.
Взвешивание хлебных грузов на вагонных весах попутных станций, взвешивание вагонов без расцепки и большегрузных вагонов на весах малой грузоподъемности (в два приема) запрещается.
Приемка продукции, упакованной в мешки стандартным весом, проводится без взвешивания, а количество поступившей партии определяется по количеству мест и стандартному весу, с участием приемосдатчика железнодорожного или водного транспорта в проверке количества мест.
Если при разгрузке вагонов и судов отдельные мешки оказываются порванными (протертыми, расшитыми и т. п.), продукция в таких мешках взвешивается и приходуется как весовая фактическим весом, зафиксированным в коммерческом акте железнодорожного или водного транспорта. В случае наличия в вагоне (судне) россыпей продукции они собираются, взвешиваются и приходуются грузополучателем как сметки.
Приемка хлебопродуктов, поступивших железнодорожным или водным транспортом, оформляется материально-ответственным лицом приемным актом на многовагонное (баржевое) поступление хлебопродуктов ф. № 14 или приемным актом на одновагонное (баржевое) поступление ф. № 15. Железнодорожные накладные и водные коносаменты передаются в бухгалтерию.
Приемка хлебопродуктов, поступающих автомобильным транспортом, оформляется распиской материально-ответственного лица, принявшего хлебопродукты, на сопроводительной накладной предприятия-отправителя, с указанием в ней фактического веса, установленного при приемке.
Импортное зерно, отгружаемое из морских портов насыпью за пломбами припортовых железнодорожных станций, выдается получателям в установленном порядке для отечественного зерна. Импортные хлебопродукты (мука, крупа), упакованные в мешки стандартным весом, отгружаются входным морским портом нашей страны на железную дорогу с указанием в накладной количества мест и стандартного веса. Такие хлебопродукты выдаются железной дорогой получателям на станциях назначения счетом мест без перевески, если нет поврежденных мест. В случае наличия поврежденных мест и россыпей груз выдается счетом неповрежденных мешков и со взвешиванием только поврежденных мешков и собранных россыпей как сметок.
Отправление из портов импортных муки и крупы по средне-коносаментному весу запрещено.
Предприятия, получившие зерно или продукцию в порядке переадресовки, обязаны немедленно сообщить об этом грузоотправителю и первоначальному адресату. В этих случаях предприятие, фактически получившее зерно или продукцию, проводят расчеты с грузоотправителем, а последний обязан в трехсуточный срок возвратить первоначальному грузополучателю полученную с него стоимость переадресованного зерна или продукции.
Поступающие с других предприятий зерно и продукция приходуются материально-ответственными лицами по своим складским отчетам в количестве, фактически оказавшемся при перевеске при получении.
Расхождения в весе (количестве мест) против накладной станции (пристани, порта, предприятия) отправления оформляются:
а) расписками в сопроводительной накладной шофера или сопровождающего груз лица и материально-ответственного лица, принявшего зерно или продукцию, доставленные автомобильным транспортом;
б) отметкой на обороте накладной за подписью начальника станции (пристани, порта) или его заместителя, или по их поручению — заведующего товарной конторы, заверенной штемпелем станции назначения, — по недостачам в весе зерна и продукции, не превышающим норм естественной убыли при железнодорожных и водных перевозках с учетом нормы расхождения в показаниях весов.
Министерство путей сообщения СССР по согласованию с Госарбитражем СССР (сборник № 324, 1985 год) отменило действовавшую норму допустимого расхождения в весе груза в размере 0,1% и ввело новые нормы предельных значений расхождений определения веса нетто при одинаковых средствах и методах и при различных средствах и методах измерения на станциях отправления и станциях назначения. В связи с этим бывшее Министерство хлебопродуктов СССР письмом от 29 декабря 1987 года № 8-30/11 18 распорядилось внести изменение в пункты 15, 22 и 23 Инструкции о порядке ведения учета и оформления операций с зерном и продуктами его переработки на предприятиях хлебопродуктов системы Министерства заготовок СССР № 9-1, утвержденной приказом МинЗага СССР от 15 февраля 1978 г. № 55;
в) коммерческим актом, составленным станцией железной дороги назначения (пристанью, портом), на недостачи в весе зерна и продукции: превышающие нормы естественной убыли при железнодорожных или водных перевозках и норму расхождения в показаниях весов, а также на недостачи мест муки и семян кукурузы, упакованные в мешки стандартным весом.
Коммерческий акт подписывает начальник станции (его заместитель), заведующий товарной конторой и приемосдатчик станции, а также грузополучатель, если он участвует в проверке.
Если при разгрузке вагонов или барж окажутся россыпи продукции вследствие перевозки ее и недоброкачественной таре, это должно быть подтверждено коммерческим актом. Предприятиям-получателям надлежит в таких случаях предъявлять отправителям претензии на возмещение ущерба.
Недостачи хлебных грузов в пределах норм естественной убыли при автомобильных, железнодорожных и водных перевозках списываются по распоряжению директора предприятия на основании: оформленных накладных при автомобильных перевозках отметок на обороте железнодорожных накладных и коносаментов или коммерческих актов.
Недостачи, превышающие нормы естественной убыли, относятся на виновных с немедленным предъявлением претензий.
Выявленные при поступлении хлебных грузов в прямом железнодорожном или водном сообщении излишки хлебопродуктов относятся за счет предприятия отправителя и списываются им в расход как перегруз. Излишки импортных хлебопродуктов приходуются в установленном порядке предприятием получателем. Стоимость излишков импортных хлебопродуктов перечисляется в доход госбюджета, если иное не предусмотрено контрактом.
Претензии за недостачи импортных хлебопродуктов, прибывших в неисправных вагонах или в вагонах с нарушенными пломбами припортовых станций железной дороги, предъявляются к управлению железной дороги станции назначения в порядке, установленном Уставом железных дорог и Правилами перевозки грузов.
Выявленные излишки при приемке зерна, доставленного автомобильным транспортом с других предприятий, если не будет установлено, что они образовались из-за ухудшения качества, относятся на счет отправителя и списываются последним в расход как перегруз.
При установлении недостач зерна, доставляемого автотранспортной организацией из глубинных хлебоприемных предприятий, с одних предприятий на другие предприятия, а также со складов на склады, находящиеся на разных территориях одного предприятия, на основании накладных, подписанных шоферами, сопровождавшими зерно, предприятия составляют ведомости недостач по культурам по каждому предприятию и предъявляют автотранспортным организациям претензии на возмещение стоимости недостач.
Естественная убыль хлебопродуктов, семян масличных культур и трав, отрубей, зерновых отходов в соответствии с постановлением Госснаба СССР от 25 марта 1986 года не должна превышать следующих предельно-контрольных норм: (в процентах от веса груза).
Наименование грузов |
Количество |
а) железнодорожным транспортом |
|
Зерно кроме перевозимого в вагонах-зерновозах: |
|
до 1000 км |
0,09 |
от 1000 до 2000 км |
0,13 |
свыше 2000 км |
0,18 |
Зерно при перевозках в вагонах-зерновозах: |
|
до 1000 км |
0,05 |
от 1000 до 2000 км |
0,08 |
свыше 2000 км |
0,10 |
Мука, крупа при перевозках: |
|
до 1000 км |
0,09 |
от 1000 до 2000 км |
0,13 |
свыше 2000 км |
0.18 |
Отруби и прочие отходы: |
|
в таре |
0,16 |
без тары |
0,24 |
Комбикорма, жмыхи: |
|
Жмыхи |
0,04 |
Саломас пищевой и технический, кроме перевозимого в металлических бочках |
0,07 |
Шрот гранулированный |
0,04 |
Шрот порошкообразный |
0,06 |
Комбикорма рассыпные и гранулированные |
0,14 |
Карбамидный концентрат при перевозке без тары |
0,12 |
Мука кровяная и роговая, скорлупа фруктовых косточек и орехов |
0,65 |
б) при перевозке морским путем |
|
Жмыхи |
0,22 |
Дрожжи сухие |
0,25 |
в) при перевозках речным транспортом |
|
Зерно, солод и семена при перевозке на расстоянии: |
|
до 1000 км |
0,08 |
свыше 1000 до 2000 км |
0,13 |
свыше 2000 км |
0,16 |
Мука и крупа при перевозках на расстояние: |
|
до 1000 км |
0,09 |
свыше 1000 до 2000 км |
0,13 |
свыше 2000 км |
0,17 |
Отруби и прочие отходы: |
|
в таре |
0,22 |
без тары |
0,22 |
Комбикорма |
0,18 |
Жмыхи |
0,24 |
Ракушка морская и речная, кормовая |
0,64 |
г) при перевозках автомобильным транспортом |
|
Зерно, зерносмеси и отходы I категории, семена масличных культур, трав, отруби, независимо от расстояния: |
|
насыпью |
0,07 |
в таре |
0,05 |
Комбикорма и жмыхи при перевозке до 25 км |
0,05 |
от 26 до 50 км |
0,07 |
от 51 до 100 км |
0,10 |
свыше 100 км за каждые последующие 100 км |
0,03 |
При перевозках хлебных грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении указанные нормы естественной убыли исчисляются отдельно за расстояние перевозки по каждому виду транспорта (железнодорожному и водному).
При перевозках хлебных грузов в смешанном железнодорожно-водном сообщении и при перевозках по железнодорожным линиям разной колеи указанные нормы повышаются на 30% за каждую перевалку с железной дороги, на воду и обратно, на 20% за каждую перегрузку из судна в судно и на 30% за каждую перегрузку из вагона в вагон.
Повышение нормы при перевалке или перегрузке груза проводится по отношению к норме убыли, примененной при перевозке, предшествовавшей перевалке или перегрузке.
Пример. Зерно перевезено по железной дороге на расстояние 1500 км, вначале по узкой колее 350 км и по широкой колее 1150 км.
Норма убыли при перевозке на расстояние 1500 км — 0,13% и на расстояние 350 км. — 0,09%. Следовательно, общая норма естественной убыли при этой перевозке будет равна 0,13% + 0,027% (30% к норме 0.09%) = 0,157%.
При железнодорожных, водных и автомобильных перевозках семян трав, подвергшихся очистке на электромагнитных машинах, норма естественной убыли увеличивается на 15 %.
Перевозки дробленого риса имеют эпизодический характер, поэтому на него не установлена норма естественной убыли. В связи с имевшими место отгрузками дробленого риса на экспорт, по запросу в/о «Экспортхлеб» Министерство хлебопродуктов СССР письмом от 1.07.1988 г. № 40-22/3947 распространило на него норму естественной убыли, установленную на отруби.
Читайте также:
Основные принципы осуществления лицензирования | Суммирование случайных величин | Методические погрешности измерения
Еще полезные статьи:
Государственное инспектирование качества хлебопродуктов
Вопросы для самопроверки по теме инспектирование качества хлебопродуктов
5. ИНСПЕКТИРОВАНИЕ КАЧЕСТВА ЗЕРНА И ХЛЕБОПРОДУКТОВ
Тестовые задания для самопроверки по дисциплине качества хлебопродуктов