Сфера применения закона «О лицензировании»

Процесс лицензирования предполагает не просто получение лицензии, но и  функции лицензирующих органов: правотворческую, правоприменительную и правоохранительную. К правотворческой относится принятие нормативно-правовых актов, относящихся к лицензированию установленных видов деятельности. Правоприменительная функция означает переоформление лицензий, их аннулирование, ведение Реестра. Под правоохранительной функцией понимается контроль за соблюдением законодательства и привлечение к ответственности за его нарушения.

Обсуждаемый объект правоотношений ограничивается перечнем видов деятельности, которые к нему относятся. Не подпадающие под Закон, регламентирующий лицензированные виды деятельности, иные виды лицензирования не требуют или для них установлен другой порядок.

Чтобы современная экономика могла развиваться эффективно, необходимо установить четкие пределы действия института лицензирования. Здесь опасно как чрезмерное расширение списка лицензируемых видов деятельности, так и необоснованное их сокращение. Объясняется это тем, что избыток видов деятельности, подлежащих лицензированию, приведет к появлению административных барьеров, мешающих развитию рыночной экономики страны. Сегодня, к  счастью, пришло понимание того, что правовые рамки, предоставляющие предпринимателям полную свободу в проявлении инициативы, делают и государственное влияние более эффективным. Поэтому и важна правовая детальная регламентация для описанного явления и законодательный единый подход к составлению перечня лицензируемых видов деятельности.

С этой целью и был принят новый закон о лицензировании, предоставляющий предпринимателям свободу, в том числе, в выборе вида деятельности. В монополии государством осталась всего небольшая их часть, связанная с наркотиками, оружием, драгметаллами и радиоактивными металлами, медалями и орденами, особо опасными заболеваниями, табачными и ликероводочными изделиями.

Порядок получения лицензии и лицензионные виды деятельности определяют органы исполнительной власти Российской  Федерации и ее субъекты, наделенные соответствующими полномочиями в отношении таких субъектов лицензирования, как индивидуальные предприниматели и юридические лица.

Федеральные органы власти – это, прежде всего, правительство России, на которое возложены важнейшие задачи, касающиеся лицензирования: утверждение положений по конкретным видам деятельности, подлежащим лицензированию, выбор федеральных органов власти, которые лицензирование осуществляют. Перечень федеральных органов, осуществляющих лицензирование, установлен действующим законодательством. Принимают в его механизме участие и исполнительные власти федерального значения городов, автономных областей и округов, областей и краев, республик.

Являются субъектами этих правоотношений и создаваемые в форме некоммерческих и коммерческих организаций юридические лица, предприниматели, поскольку им для успешной деятельности необходимо иметь лицензии.

Лицензированию подлежит биржевая деятельность, нотариальная,  страховая и пр. Действовавшее ранее законодательство предусматривало лицензирование таможенных правоотношений, брокерской деятельности. Но сегодня, лицензии на них действительны лишь до выданного срока. После этого они прекращают свою деятельность.

Ссылка на основную публикацию